Е.А. Осокина
НАРОД у
Достоевского.
Идиоглоссарий 1
Аннотация: В
статье на материале «Словаря языка Достоевского. Идиоглоссария» прослеживается значение слова «народ»,
его особенности и лексикографические параметры. Исследуется история слова в
русском языке и смысловые оппозиции: «я и народ», «мы и народ», «нация и
народ».
Ключевые слова: Достоевский,
словарь языка писателя, идиоглоссарий, слово «народ», смысловые оппозиции,
семантические особенности, ассоциации, статистика.
Словарная работа
позволяет беспристрастно и точно выявлять из авторских контекстов значения
СЛОВА, иногда неожиданные, но всегда интересные. Со словом народ та же история, находящая отклик в современности и
подтверждающая вечные противоречия, выраженные в семантических оппозициях.
Для самого
существенного значения слова народ
таких оппозиций три, но прежде следует привести несколько цитат из новейших
высказываний в СМИ:
«ТВ прошло путь
меньше, чем народ, но больше, чем элита». (Ю.Поляков)
«Опытнее стали
за последние 25 лет – это касается и элиты, и народа». (В.Рыжков)
«Музыкальные,
исторические фильмы и комедии никому не нужны, кроме народа». (А.Мукасей)
«Национальная
продажная элита». (Из ток-шоу)
«Народ хочет
безопасности, народ хочет…» (Из ток-шоу, главред Газеты.ру), –
а затем
обратиться к текстам Достоевского.
ПРОЗА
[Горянчиков] Действительно, везде в народе нашем, при какой бы то
ни было обстановке, при каких бы то ни было условиях, всегда есть и будут
существовать некоторые странные личности, смирные и нередко очень неленивые, но
которым уж так судьбой предназначено на веки вечные оставаться нищими. («Записки
из Мертвого дома». Т. 4; 49)
[Рассказчик] Слышал я недавно, что какой-то современный помещик, чтоб слиться с
народом, тоже стал носить русский
костюм и повадился было в нем на сходки ходить; так крестьяне, как завидят
его, так и говорят промеж себя: «Чего к нам этот ряженый таскается?» («Зимние
заметки о летних впечатлениях». Т. 5; 53)
[Князь Мышкин] У нас не веруют еще только сословия исключительные, как
великолепно выразился намедни Евгений Павлович, корень потерявшие; а
там, в Европе, уже страшные массы самого народа начинают не веровать, –
прежде от тьмы и от лжи, а теперь уже из фанатизма, из ненависти к церкви и ко
христианству! («Идиот». Т. 8; 451)
[Версилов] Я знал одного вечного труженика, хоть и не из народа; он
был человек довольно развитой и мог обобщать. («Подросток». Т. 13; 87)
[Из жития старца Зосимы] Лишь народ и духовная сила его грядущая
обратит отторгнушихся от родной земли духов-атеистов наших. («Братья Карамазовы».
Т. 14; 267)
ПУБЛИЦИСТИКА
1860: ОБЪЯВЛЕНИЕ О ПОДПИСКЕ НА ЖУРНАЛ «ВРЕМЯ» НА 1861 ГОД. Реформа Петра
Великого и без того нам слишком дорого стоила: она разъединила нас с народом.
(Т. 18; 36)
1862: ДВА ЛАГЕРЯ ТЕОРЕТИКОВ (ПО ПОВОДУ «ДНЯ» И КОЙ-ЧЕГО ДРУГОГО). А к
нашему брату он [народ]
не чует никакой привязанности; нет у нас ним общих, связывающих уз, нет общих интересов.
Вот и кажемся мы народу в некотором роде татарами, нехристями, с которыми не грех
обойтись помудреней, чем со своим братом. <…> Вот почему нельзя говорить,
что, дескать, зачем отделять высшее общество или, точнее выражаясь,
образованное общество от массы народа.
<…> Только беда наша в том, что на практике народ отвергает нас. Это-то и обидно; этого-то причины и должны мы
доискаться. (Т. 20; 17)
ЖУРНАЛ
«ГРАЖДАНИН». ИНОСТРАННЫЕ СОБЫТИЯ (5
ноября 1873 г.): Если Россию, чуть не с самого начала столетия, принято считать у европейских умников за грозный
колосс на глиняных ногах (тогда как в сущности, если у нас что особенно здорово
и цело, то это именно основание, то есть народ, на котором
испокон веку утверждалась и будет утверждаться Россия) – то неужели и к новому
германскому колоссу можно уже применить, хоть отчасти, такой же отзыв? (Т. 21;
223)
Дневник
писателя за февраль 1876 г.
II. О любви к народу. Необходимый
контракт с народом: Нет,
судите наш народ не по тому, чем он есть, а по тому, чем желал бы стать. (Т. 22; 43)
Вопрос о народе и о взгляде на него, о понимании его теперь у нас
самый важный вопрос, в котором заключается все наше будущее, даже, так сказать,
самый практический вопрос наш теперь. И однако же, народ для нас всех –
все еще теория и продолжает стоять загадкой. Все мы, любители народа,
смотрим на него как на теорию, и, кажется, ровно никто из нас не любит его
таким, каким он есть в самом деле, а лишь таким, каким мы его каждый себе
представили. (Т. 22; 44)
Но вопрос этот у нас [читателей, интеллигенции] никогда иначе и не
ставился: «Что лучше – мы или народ? Народу ли за нами или нам за
народом?» – вот что теперь все
говорят, из тех, кто хоть капельку не лишен мысли в голове и заботы по общему
делу в сердце. (Т. 22; 44)
Я очень наклонен уверовать, что наш народ такая огромность, что в
ней уничтожатся, сами собой, все новые мутные потоки, если только они
откуда-нибудь выскочат и потекут. (Т. 22; 45)
Дневник
писателя за апрель 1876 г.
I. идеалы растительной стоячей жизни.
кулаки и мироеды. высшие господа, подгоняющие россию: Все, что в статье его [г-на Авсеенко // «Русский вестник».
1876. Т. 122. №3] касается до меня, написано им на тему, что не мы, культурные
люди, должны преклониться перед народом
– ибо «идеалы народные суть по преимуществу идеалы растительной стоячей жизни»,
– а что, напротив, народ должен просветиться от нас, культурных людей, и
усвоить нашу мысль и наш образ. (Т. 22; 103)
Дневник
писателя за октябрь 1876 г.
II. 3. лучшие люди: Надо заметить, что кроме семинаристов, из народа и из
купцов например, лишь весьма немногие пробились в разряд «лучших людей», и
дворянство продолжало стоять во главе нации. (Т. 23; 155)
Дневник
писателя за январь 1877 г.
II. 2. мы в европе лишь стрюцкие: Наши общечеловеки пребыли к своему народу вполне
помещиками, и даже после крестьянской реформы. (Т. 25; 22)
Три основные
смысловые оппозиции:
1.
Народ – «Я» = всё что
не «я» и «я».
2.
Народ – «МЫ» = все
остальные и элита, интеллигенция, разные сословия.
3.
Народ – «нация» = «основное
население земли», «основа», «почва» – общество, государство.
Если в наше
время третья оппозиция размывается, может быть специально, объединяя эти два
слова в одном значении, хотя исторически они были разновременны и различались,
то первые две – вечны, так как всегда противопоставляются.
У Достоевского народ – слово значительное и по частоте
(<2442:494,1804,141,3>), и по
смыслу. Самое активное словоупотребление – в публицистике – 1804. В
художественной прозе – 494, в письмах – 144. Дефиниции распределились по
контекстам на три-четыре значения, вполне в соответствии с теми, которые
присутствовали в греческом языке:
3. Нация, государственная общность: Тем не менее ход событий, кажется, должен изменить отношения
к России европейских народов в весьма недалеком будущем. (Т. 22; 122);
2. люди, обыватели: Являлись
туда с незапамятных времен и отставные наши кавалеристы, народ веселый и
добродушный, изумлявший на наших парадах публику красотой своих форм, обтянутых
лосиною, и проводивший потом остаток дней своих уже не в тягостях службы, а в
свое удовольствие. (Т. 18; 47).
Помимо
государственной общности и толпы главным, основополагающим, становится понимание
народа как:
1. основного населения
страны, преимущественно крестьянского, живущего на своей земле, имеющего общую
историю, культуру и быт, в противоположность аристократии, интеллигенции и
другим сословиям; единого целого, воплощающего идеал; носителя соборного
сознания.
Все эти значения подтверждаются и ассоциативным рядом:
артельщики, бабы-чухонки,
бездна, веровать, всемирная отзывчивость, всепримирение, высшее общество,
горничные, дети, земля, извозчики, кухня, лакеи, лица, личности, мальчишки,
масса, мещане, миллионы, мир, мужики, нищие, образованное общество, отец,
писари, пожарные, помещик, поэт, пренебрежение, приказчики, публика, пятак, род
человеческий, родная земля, Романовы, служители, солдаты, сословия, стряпки,
талантливый, тьма и ложь, улица, фанатизм, фигуранты, хористы, христианство,
цари и князья, церковь, человек. (СЯД)
И это то, что воплощает смысловые оппозиции, ставшие
константой. Некоторые контекстные подтверждения можно проследить по текстам
писателя.
Дневник писателя
за март 1877 г.
I. 1. еще раз о том, что
константинополь, рано ли, поздно ли, а должен быть наш: Тогда было горячее и
славное время: подымалась духом и сердцем вся Россия, и народ шел
«добровольно» послужить Христу и православию против неверных, за наших братьев
по вере и крови славян. (Т. 25; 65)
Дневник
писателя за май-июнь 1877 г.
I. 1. из книги предсказаний иоанна
лихтенбергера, 1528 года: Да,
великий народ наш был взращен как зверь, претерпел мучения еще с самого
начала своего, за всю свою тысячу лет, такие, каких ни один народ в мире
не вытерпел бы, разложился бы и уничтожился, а наш только окреп и сплотился в
этих мучениях. (Т. 25; 124)
Дневник
писателя за март 1877 г.
I. 2. об анонимных ругательных
письмах: Вообще эта идея о народе нашем как о любителе подлых ругательств, по моему мнению,
укоренилась в интеллигентном слое нашем, главное, уже тогда, когда уже
произошел окончательный, нравственный разрыв его с народом, кончившийся, как известно, со стороны интеллигентного слоя
нашего совершенным непониманием народа. (Т. 25; 130)
Дневник
писателя за ноябрь 1877 г.
III. 3. надо ловить минуту: Но предводители германского народа в одном ошибаются:
в легкости победить и подавить этих двух страшных и уже соединенных врагов. (Т.
26; 91)
Дневник писателя
за август 1880 г.
I. объяснительное слово по поводу
печатаемой ниже речи о пушкине: Народ же наш именно
заключает в душе своей эту склонность к всемирной отзывчивости и к
всепримирению и уже проявил ее во все двухсотлетие с петровской реформы не раз.
(Т. 26; 131)
Дневник
писателя за январь 1881 г.
I. 4. первый корень. вместо твердого финансового
тона впадаю в старые слова. море-океан. И вот что главное: народ у нас один, то есть в
уединении, весь только на свои лишь силы оставлен, духовно его никто не
поддерживает. (Т. 27; 17) Вы и просветились в два-то столетия, а народ-то
от вас отдалился, а вы от него. ( Т. 27; 18) Вот над присутствием в народе
русском этой высшей
единительно-”церковной“ идеи вы и смеетесь, господа европейцы ваши. (Т. 27; 19)
О, есть много и других ”идей“ в народе, с которыми вы никогда не
сойдетесь и признаете их прямо татарскими в европейском миросозерцания вашем. (Т.
27; 19) Но теперь я об этой лишь главной идее народа нашего говорю, об чаянии им грядущей и
зиждущейся в нем, судьбами божьими, его церкви вселенской. (Т. 27; 19) И тут
прямо можно поставить формулу: кто не понимает в народе нашем его православия и окончательных
целей его, тот никогда не поймет и самого народа нашего. (Т. 27; 19) А так как народ
никогда таким не сделается, каким бы его хотели видеть наши умники, а останется
самим собою, то и предвидится в будущем неминуемое и опасное столкновение. (Т.
27; 19) Прямо скажу: вся беда от давнего разъединения высшего интеллигентного
сословия с низшим, с народом нашим.
(Т. 27; 20)
I. 5. пусть первые скажут, а мы пока
постоим в сторонке, единственно чтоб уму-разуму поучиться: Если
хотите, у нас в России и нет никакой другой силы, зиждущей, сохраняющей и
ведущей нас, как эта органическая, живая связь народа с царем своим, и
из нее у нас все и исходит. (Т. 27; 22) Пусть постоим и поучимся у народа,
как надо правду говорить. (Т. 27; 24)
Пусть тут же поучимся и смирению народному, и деловитости его, и
реальности ума его, серьезности этого ума. (Т. 27; 24)
II. 4. ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ: Я про будущее великое значение в Европе народа русского (в которое верую) сказал было
одно словцо прошлого года на пушкинских празднествах в Москве, – и меня все
потом забросали грязью и бранью, даже и из тех, которые меня обнимали тогда за
слова мои, – точно я какое мерзкое, подлейшее дело сделал, сказав тогда мое
слово. (Т. 27; 36)
ПИСЬМА
[М.М. Достоевскому об отношении к себе каторжников] «Прежде
господином был [дворянином], народ мучил, а теперь хуже последнего, наш
брат стал» – вот тема, которая разыгрывалась 4 года. (Т. 281; 69)
[М.М. Достоевскому] Щепкин [актер] чуть не до 30 лет был крепостным
человеком. А между тем почти с детства соединился с цивилизованным обществом,
не переставая быть народом. (Т. 282; 70) [Студентам
Московского университета] Но, отрываясь от него и оставляя его, наш студент
уходит не к народу, а куда-то за
границу, в «европеизм», в отвлеченное царство небывалого никогда общечеловека,
и таким образом разрывает и с народом, презирая его и не узнавая его,
как истинный сын того общества, от которого тоже оторвался. (Т. 301;
22) [Студентам Московского университета] Почему мясники не народ? Это народ,
настоящий народ, мясник был и Минин. (Т. 301; 23)
ОФИЦИАЛЬНЫЕ ПИСЬМА И ДЕЛОВЫЕ БУМАГИ
[Александру II] Вы уже осчастливили
миллионы народа Вашего [речь идет об отмене крепостного права];
осчастливьте же еще бедного сироту, мать его и несчастного больного, с которого
до сих пор еще не снято отвержение и который готов отдать сейчас же всю жизнь
свою за царя, облагодетельствовавшего народ
свой! (Т. 281; 387) [Председателю С.-Петербургского цензурного
комитета Н.В. Медему] Если причиной недопущения статьи к печати могло
служить опасение за впечатление, ведущее к превратному понятию в народе
о каторжной жизни, то теперь статья эта имеет целию произвести то впечатление,
что несмотря ни на какие облегчения участи каторжных, со стороны правительства,
– каторга не перестанет быть нравственной мукой, невольно и неизбежно карающей
преступление. (Т. 282; 336)
Откуда взялась
такая устойчивая оппозиция «Я, МЫ» – «НАРОД»? Истоки, как и следует, надо
поискать в Библии – Книге книг.
По истории
русской лексикографии можно видеть, что слово народ присутствует в древнерусском языке с 11-го века и является
более древним, чем слово «нация», хотя и означают они одно и то же, только в
разных языках: народ – славянское,
«нация» – латинское, вошедшее в русский язык из польского в 17-м веке.
Интересно, что СлРЯ XI–XVII вв. не дает слова народ, а только его производные, а слово
«нация» фиксируется только в СлРЯ XVIII
в. По Материалам для словаря древнерусского языка И.И. Срезневского
[Срезневский 1895; 320–321], слово народ
появилось в книжном языке с 11-го века как аналог различных греческих слов.
Такой вариант мог принадлежать Кирилло-Мефодиевской традиции перевода. Словом
«народ» переводилось:
– слово «люди» (a]nqrvpoi)
в Остромировом евангелии (1053–54 гг.) от Иоанна и «люди» (ge;now) и «население
страны» (laoi[) в словах
Григория Назианзина;
– слово «толпа» (o]jclon)
в Остромировом евангелии от Марка;
– слово
«собрание» (ejdhmogorei;), «население
страны» и «партия» (dh[mow)
у Георгия Амартола (11–12 вв.).
Есть еще и
производные от слова народ: народьникъ, народьныи, народьскыи,
народьство (11 в.).
Как видно по контекстным
значениям, народ в Евангелии означал
в основном просто «людей, толпу», но еще в Ветхом Завете – в Книге Бытия и в
Книге Исход – была отмечена и другая сущность слова в промыслительных
предсказаниях о народе Божием:
Быт 13: 14 И сказал
Господь Авраму, после того как Лот отделился от него: возведи очи твои и с
места, на котором ты теперь, посмотри к северу и к югу, и к востоку и к западу; 15 ибо всю землю,
которую ты видишь, тебе дам Я и потомству твоему навеки, 16 и сделаю
потомство твое, как песок земной;
если кто может сосчитать песок земной,
то и потомство твое сочтено будет; 17 встань, пройди по земле сей в долготу и в широту ее,
ибо Я тебе дам ее [и потомству твоему навсегда].
Быт 22: 15 И вторично воззвал к Аврааму Ангел Господень с неба 16 и сказал: Мною
клянусь, говорит Господь, что, так как ты сделал сие дело, и не пожалел сына
твоего, единственного твоего, [для Меня,] 17 то Я благословляя благословлю тебя и умножая умножу
семя твое, как звезды небесные и как
песок на берегу моря; и овладеет семя твое городами врагов своих; 18 и благословятся в
семени твоем все народы земли за то,
что ты послушался гласа Моего.
Исх 6: 6 (Бог Моисею) Итак скажи сынам Израилевым: Я Господь, и выведу вас из-под
ига Египтян, и избавлю вас от рабства их, и спасу вас мышцею простертою и
судами великими; 7
и приму вас Себе в народ и буду вам
Богом, и вы узнаете, что Я Господь, Бог ваш, изведший вас [из земли Египетской]
из-под ига Египетского; 8
и введу вас в ту землю, о которой Я, подняв руку Мою, клялся дать ее Аврааму, Исааку и Иакову, и
дам вам ее в наследие. Я Господь.
Люди, народ
(потомки Авраама) сравниваются с песком морским. По ассоциации – народ–песок–земля–почва–основа–единое
целое и нераздельное–обожествленное–Бог. Народ-Богоносец
– обычная метафора, переходящая в символ – русский народ.
Мф 2: 6 и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств
Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля.
Лк 7:
16 И всех объял страх, и
славили Бога, говоря: великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой.
Ин 11: 49 Один же из них, некто Каиафа,
будучи на тот год первосвященником, сказал им: вы ничего не знаете, 50 и не
подумаете, что лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб.
51
Сие же он сказал не от себя, но, будучи на тот год первосвященником,
предсказал, что Иисус умрет за народ, 52 и не только за
народ, но чтобы и рассеянных чад Божиих собрать воедино.
В Новом Завете
Посланник Бога – Сын – Богочеловек, принесший жертву за всех. Прежде был и дьявол, уподобивший и противопоставивший
себя Богу, – богоборец – человекобог. Возможно, этот древнейший архетип и
является основополагающим в противопоставлении себя Богу, а значит и народу. Это и проявляется в речи: «я,
мы» и народ. 2
Достоевский,
глубоко и искренне переживая отношения человека с Богом, выбирает народ – основу, почву – для преодоления человеческой гордыни,
богоборчества, полагает народ
носителем идеала – служение всех всем, – преодолевающим общественную логику.
Интересно, когда
закрепилась такая оппозиция и такая традиция понимания народа в языке и в книжности? Возможно, при вхождении (=введении) в
конце 17-го века в язык и в обиход слова «нация» – буквальной кальки с
латинского natio («народ,
племя») через польское nacja.
Именно тогда словесно могла закрепиться оппозиция
земного («нация») и небесного (народ),
государственного как установленного человеком и царствия Божия, что всегда – и ныне и присно и во веки веков –
является высшим идеалом сущего, тем, к чему должно стремиться и во что должно
верить, и тогда народ как воплощение чаемого (что есть частью
определения веры апостолом Павлом в
послании к евреям 11, 1:
Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом, –
и является этим
высшим идеалом. Пока сложно сказать, была ли введена в книжный обиход такая
оппозиция Достоевским, но народ он
понимал именно так. Полную реализацию эта оппозиция получила в русском языке в
советское время.
НАРО'Д, а, м. 1. Население, объединенное принадлежностью к
одному государству; жители страны. Красная Армия — это вооруженный
советский народ. Вршлв. Лица, покушающиеся на общественную,
социалистическую собственность, являются врагами народа. Конституция
СССР. ...Наш рабочий класс не только не лишен орудий и средств
производства, а наоборот, он ими владеет совместно со всем
народом. Стлн. Бельгийский н. Абиссинский н.
2. То же, что нация, национальность. Проклятый царизм превращал
великороссов в палачей украинского народа... Лнн.Ленинизм расширил понятие
самоопределения, истолковав его как право угнетенных народов зависимых стран и
колоний на полное отделение, как право наций на самостоятельное государственное
существование. Стлн. ...Расцвет национальной культуры народов
СССР... Стлн.
3. только ед. В эксплоататорском государстве — основная масса
населения (преимущ. крестьяне) в противоположность правящему, господствующему
классу. Голос народа. ...Буржуазия обманывает народ всякими «позитивными»
национальными программами. Лнн. Итти в н.(см. итти). Писатель из народа.
4. только ед. Люди (разг.). Много народу. На народе. Старушки
всё — народ сердитый. Грбдв. И поет при всем народе во саду ли в
огороде. Пшкн. Народу было пропасть и в кавалерах не было
недостатка. Тргнв. Народ в этом краю был суровый — охотники,
лесовики. А. Н. Тлстй. ◊
Простой народ (дореволюц.) — то же,
что народ в 3 знач. Посмотрите на
капиталистов: они стараются разжечь национальную вражду в «простом народе», а
сами отлично обделывают свои делишки... Лнн. [Толковый словарь Ушакова]
НА'ЦИЯ, и, ж. [латин. natio]. 1. Исторически
сложившаяся часть человечества, объединенная устойчивой общностью языка,
территории, экономической жизни и культуры. — Нация является
не просто исторической категорией, а исторической категорией определенной
эпохи, эпохи подымающегося капитализма. Процесс
ликвидации феодализма и развития капитализма, является в то же время процессом
складывания людей в нации. Стлн. Нация — это исторически сложившаяся устойчивая общность языка,
территории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося в
общности культуры. Стлн. ...Нация, как и всякое историческое явление, подлежит закону
изменения, имеет свою историю, начало и конец. Стлн. Мы полны чувства
национальной гордости, ибо великорусская нация тоже создала революционный класс, тоже доказала, что она способна дать человечеству великие образцы
борьбы за свободу и за социализм... Лнн. 2. перен. Государство (полит.,
дипл.). Лига наций. Представитель дружественной нации. [Толковый
словарь Ушакова]
Как православие в своё время было идеалом –
общечеловеческим уровнем – для византийского общества, а Христос – для
русского, так в советское время идеал, без которого невозможно существовать,
заместили народом, когда утратили
прежний христианский идеал.
Откр 20, 7: Когда
же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет
обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога, и собирать
их на брань; число их как песок морской.
Откр
21, 24: Спасенные народы будут ходить во свете его [Агнца], и цари
земные принесут в него славу и честь свою.
Достоевский
преодолел противопоставление «я, мы» и народ,
перенеся на него духовный идеал, сделав народ вместилищем Божием, ходящим «во
свете Его». Об этом промыслительно было сказано уже в Библии. Это можно
наблюдать в афоризмах.
[Горянчиков] Немногому могут научить народ мудрецы наши. (Т. 4; 122)
[Рассказчик] Народ везде народ <...>. (Т. 5; 71) [Шатов] Народ – это тело божие. (Т. 10; 199)
[Шатов] Чем сильнее народ, тем особливее его Бог. (Т. 10; 199) [Шатов] У
всякого народа свое собственное понятие о зле и добре и свое собственное
зло и добро. (Т. 10; 199) [Шатов] Когда начинают у многих народов
становиться общими понятия о зле и добре, тогда вымирают народы, и тогда самое различие между злом и добром начинает
стираться и исчезать. (Т. 10; 199) [Шатов] Всякий народ до тех только
пор и народ, пока имеет своего Бога особого, а всех остальных на свете
богов исключает безо всякого примирения <...>. (Т. 10; 199) [Шатов] Если
великий народ не верует, что в нем одном истина (именно в одном и именно
исключительно), если не верует, что он один способен и призван всех воскресить
и спасти своею истиной, то он тотчас же перестает быть великим народом и тотчас же обращается в
этнографический материал, а не в великий народ. (Т. 10; 199) [Шатов]
Истинный великий народ никогда не может примириться со второстепенною
ролью в человечестве, или даже с первостепенною, а непременно и исключительно с
первою. (Т. 10; 200) [Шатов] Кто теряет эту веру, тот уже не народ. (Т.
10; 200) [Доктор Макару Ивановичу] Наш народ – бродяга по преимуществу.
(Т. 13; 300) [Из Жития старца Зосимы] Гибель народу без слова божия, ибо
жаждет душа его слова и всякого прекрасного восприятия. (Т. 14; 267) [Из Бесед
и поучений старца Зосимы] От народа спасение Руси. (Т. 14; 285) [Из
Бесед и поучений старца Зосимы] Народ верит по-нашему, а неверующий
деятель у нас в России ничего не сделает, даже будь он искренен сердцем и умом
гениален. (Т. 14; 285) По-нашему, цел и здоров тот народ, который
положительно любит свой настоящий момент, тот, в который живет, и он умеет
понять его. (Т. 18; 26) <...> в народах родник непосредственной
жизни. (Т. 21; 238) <...> народ спасет себя сам, себя и нас, как
уже неоднократно бывало с ним, о чем свидетельствует вся его история. (Т. 21; 31)
Может быть, единственная любовь народа русского есть Христос, и он любит образ его по-своему, то есть до
страдания. (Т. 21; 38) Нет, судите наш народ не по тому, чем он есть, а
по тому, чем желал бы стать. (Т. 22; 43) Мы, русские – народ молодой; мы
только что начинаем жить, хотя и прожили уже тысячу лет; но большому кораблю
большое и плавание. (Т. 22; 72) Россия
сильна народом своим и духом его <...>. (Т. 24; 62) Стать русским
значит перестать презирать народ свой. (Т. 25; 23) Колосс этот есть народ
наш. (Т. 25; 96) Чем больше народ будет уважать людей образованных лично, тем вернее пойдет и образование
народное. (Т. 25; 170) «Россия освобождает народы» – какая нелиберальная мысль! (Т. 26; 69) Пушкин любил народ
не за одни только страдания его. (Т. 26; 116) Не в коммунизме, не в
механических формах заключается социализм народа русского: он верит, что спасется лишь в конце концов всесветным единением во имя Христово. (Т.
27; 19) <...> кто не понимает в народе нашем его православия и
окончательных целей его, тот никогда не поймет и самого народа нашего. (dg 19) Ибо народ наш, и по местам сидя,
скажет точь-в-точь все то же, что сказал бы и весь вкупе, ибо он един. (Т. 27;
21)
[А.Н. Майкову] <...> наша конституция есть взаимная любовь монарха к
народу и народа к монарху. (Т.
282; 280) [А.Н. Майкову] <...> кто теряет свой народ и
народность, тот теряет и веру отеческую и бога. (Т. 292; 145)
Всегда интересны
сведения по частотности лексических сочетаний (по материалам словарной статьи
НАРОД в Идиоглоссарии – Е.О.):
люди 64, русский
45, очередь 20, общество 18, власть 17, национальный 11, местный 10,
голосование 7, общественный 7, остальной 7, весь 5, гости 5, народ 5, шумный 5,
в зале 4, древний 4, масса 4, город 3, дружба 3, культура 3, мы 3, рабочий 3,
спектакль 3, трудовой 3, человек 3, ярмарка 3, все 2, выборы 2, выставка 2,
государство 2, группа 2, камень 2, мир 2, молодежь 2, наш 2, правительство 2,
простой 2, различный 2, революция 2, российский 2, Россия 2, село 2,
современный 2, банда 1, беседа 1, богатый 1, великий 1, веселый 1, война 1,
враг 1, Вселенная 1, выступить 1, глупый 1, гордый 1, движение 1, деревня 1,
дети 1, жестокий 1, житель 1, идёт 1, известный 1, изысканный 1, интересный 1, их
1, каблук 1, каждый 1, копия 1, крупный 1, мнение 1, мой 1, находить 1,
необходимый 1, но 1, о человеке 1, общий 1, поднимать 1,позволять 1, польза 1,
полюс 1, появляться 1, праздник 1, предавать 1, прием 1, простота 1, разный 1,
родиться 1, ряд 1, свободный 1, семья 1, собраться 1, собственный 1, спасти 1,
строй 1, счастливый 1, торжество 1, требовать 1, человек 1, шайка 1, шёл 1, шум
1, японский 1.
Список
литературы
1. Достоевский Ф.М. Полн. собр.
соч.: в 30-ти томах. Л., «Наука», 1972–1990. Далее ссылки на это издание даются
в тексте: в квадратных скобках после цитаты указываются том, страница. В случае
сдвоенных томов приводится индекс к тому.
2. Словарь языка Достоевского. Идиоглоссарий. А–В, Г–З, И-М. / Российская академия наук. Ин-т рус. яз. им. В.В. Виноградова; Главный редактор чл.-корр. РАН Ю. Н. Караулов / Авторы-составители словарных статей: Е.Л. Гинзбург, Ю.Н. Караулов, М.М. Коробова, Е.А. Осокина, И.В. Ружицкий, Е.А. Цыб, С.Н. Шепелева. – М., Азбуковник, 2008–2012.
3. Срезневский И.И. Материалы для словаря древнерусского языка. Т. 2. Л–П. – СПб., 1895.
4. Толковый словарь русского языка в 4-х тт. Под ред. Д.Н. Ушакова. – М., 1935–1940.
5. Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового завета. – М.: «Издание Московской патриархии», 1988.
Примечания
1. Работа
выполнена в рамках гранта РГНФ 15-04-00135а «Многопараметровое представление
тезауруса Достоевского».
2. В таком
ассоциативно-смысловом ряду иначе представляется фраза «народ безмолвствует» А.С. Пушкина [драма «Борис Годунов»] –
безмолвствует Сам Бог, – что понимается как Богооставленность. А «ходить в
народ», «быть с народом» – это своеобразное Богоискательство.
Старая Русса 2016