IX Международный симпозиум

«Русский вектор в мировой литературе: крымский контекст»

Украина, АР Крым, Саки 16-20 сентября 2010г.

 

Е.А.Осокина (Москва)

 

XXI век – прочитан ли Гоголь?

 

[Справка] Николая Васильевича Гоголя манил к себе Крым. Это край, красоту которого нельзя передать ни с помощью живописи, ни с помощью воображения. "Этот рай на земле" нужно было увидеть. Гоголь изучал его историю задолго до поездки на полуостров. В "Тарасе Бульбе" Гоголь воссоздал страницу крымской действительности XV века. Это была пора, когда полуостров находился под властью татарских разбойничьих орд. В первых числах июня 1835 года Гоголь приезжает в Крым, останавливается на Сакском курорте, славящемся минеральными грязями. Крым произвел на Гоголя неизгладимое впечатление. Видимо, поэтому тринадцать лет спустя, когда его здоровье резко пошатнулось, Гоголь задумал снова побывать в Крыму. С 1848 года и до самой смерти в марте 1852 года он мечтал об этом, но безрезультатно: "проклятых денег" не мог собрать.

 

Будьте не мертвые, а живые души.

Нет другой двери, кроме указанной Иисусом Христом,

 и всяк, прелазай иначе, есть тать и разбойник.

(Н.В.Гоголь)

 

Обращаясь к обширному списку исследовательской литературы о Гоголе на сегодняшний день, освещающей самые разнообразные аспекты его жизни и творчества, трудно допустить мысль, что Гоголь может быть не прочитан. И тем не менее именно сейчас настало время обратить внимание на то, что оставалось невидимым.

По проведенному блицопросу практически нет людей, не знающих, кто такой Н.В.Гоголь. Но известен он всем как автор отдельных произведений из сборников «Вечера…» и «Миргород», отдельных повестей – «Нос» и «Шинель», пьесы «Ревизор» и поэмы «Мертвые души». Причем помнят из школьной программы и экранизаций, следовательно что-то слышали о «Выбранных местах…» через отповедь Белинского. Мало кто читал их. И никто из опрашиваемых не знал о «Божественной литургии» и молитвах. Таким образом, знание о самых главных произведениях Гоголя является элитарным, и уж совсем редким представляется истинное понимание того, что читают, истинное видение текста, являющееся по сути со-знанием и со-творчеством самомý автору – Н.В.Гоголю. Правда, при таком прочтении возможно как сосредоточение на собственном эмоциональном переживании от читаемого и отождествлении его с авторским, так и упоение собственным словотворчеством. Этим отличаются интереснейшие работы и православных пастырей, и писателей, и ученых. (Чичагов, Зеньковский, Зайцев, Тальберг, Аристов, Ремизов, А.Белый.) Замечательный современный исследователь творчества Гоголя  В.А.Воропаев сделал возможным доступ к духовной прозе Гоголя, издавая его произведения с комментариями и исследованиями.

Пришло время необходимости другого подхода к этим значимым текстам, изменения угла зрения на текст, другой методики описания текста. Это необходимо сделать, во-первых, потому, что старые методологии, основанные на атеистическом или традиционном литературоведческом подходе не позволяют ни понять, ни увидеть тексты, а во-вторых, прежняя научная терминология устарела, так как она не адекватна истинной оценке. 

Одна из последних работ: иеромонах Симеон (Томачинский). «Путеводитель к Светлому Воскресению. Н.В.Гоголь и его «Выбранные места из переписки с друзьями». Изд-во Сретенского м-ря, 2009, - являет собой уникальный образец другого подхода к произведению, которое не было принято и по достоинству оценено ни современниками, ни более поздними исследователями, ни современными читателями, которым читать его скучно, непонятно, неинтересно. Но дело здесь не в Гоголе, а в нашей непросветленности. Чтобы понять и оценить это пр-е как дОлжно, необходимо пропитаться христианской православной культурой, быть причастным Церкви, знать богослужение, обладать филологическим видением. Такой набор получить или восстановить непросто, но необходимо, чтобы читать Гоголя и делать его послание доступным другим. Иеромонах Симеон показывает нам «ВМ…» совершенно иначе, чем предшественники, во всей целостности и обусловленности глав, рассматривая его через великопостные службы. Только в этом случае возможно объяснить порядок глав по содержанию – композиция тематическая, – возможно понять ту лексику и те фигуры речи, которыми пользуется Гоголь. (ДПГ: 65, 68)

Это строгое почитание обычаев, это благоговейное уважение власти и начальников, несмотря на ограниченные пределы самой власти, эта девственная стыдливость юношей, эта благость и благодушное безгневие старцев, это радушное гостеприимство, это уважение и почти благоговение к человеку, как представителю образа Божия, это верование, что ни одна благая мысль не зарождается в голове его без верховной воли высшего нас существа и что ничего не может он сделать своими собственными силами, словом – все, всякая малейшая черта в «Одиссее» говорит о внутреннем желании поэта всех поэтов оставить древнему человеку живую и полную книгу законодательства в то время, когда еще не было ни законодателей, ни учредителей порядков, когда еще никакими гражданскими и письменными постановленьями не были определены отношения людей, когда люди еще многого не ведали и даже не предчувствовали и когда один только божественный старец все видел, слышал, соображал и предчувствовал, слепец, лишенный зрения, общего всем людям, и вооруженный тем внутренним оком, которого не имеют люди.

 Те обороты и периоды, которые, на первый непросвещенный взгляд, кажутся тяжеловесными, созданы по аналогии с гимнографическими, собирая в себе и анафорические повторы, и параллелизмы, и градации и амплификации, соблюдая определенную композицию и выдерживая структуру, при которой малая форма содержит в себе большую, – все то, с помощью чего выстроены богослужебные тексты – тропари, стихиры, кондаки, проповеди, каноны, жития, службы.

Чтобы находиться в этой системе оценок, надо вернуться к хорошо забытому старому, т.е. к образу жизни или знанию о нем по церковному богослужебному кругу, и тогда послание писателя и проповедника сразу приобретет глубокий смысл и ясность. (Определения, которыми Гоголь награждал женщину как представление о Божественной красоте.) Что представляет из себя этот годовой богослужебный круг, имеющий четыре – как крест – основные точки? Главное событие года – это Воскресение Христово – Пасха Господня, – предшествующие ему недели Великого поста и следующие за ним радостные недели Пятидесятницы до Вознесения. Этот период в богослужении охватывается Постной и Цветной Триодями с подключением октоиха и избранных миней.

Пасхе – по диаметру круга – соответствует начало церковного года, подводящее к Рождеству Христову, которое по круговому диаметру приблизительно соответствует Вознесению. Таким образом, эти четыре основные события и богослужебные тексты, связанные с ними, акцентируют церковный год. Если посмотреть с этой точки зрения на все произведения Гоголя,  то событийно и тематически – с размышлениями о божественном и греховном в человеке – они соответствуют этим  основным годовым событиям.  «Сорочинская ярмарка» – это время после Вознесения, без Христа, и сразу, соотносящиеся по кругу с Вознесением, события Рождества. «Миргород» и повести, а также «Ревизор» связаны с двумя другими событиями года и с темой праведности и греха, искушения и наказания за грехи, т.е. Страшным судом (Неслучайно Гоголь настаивал на заключительной немой сцене.), лжепророков и Царства Божия - Великопостной тематикой. Так посмотреть на творчество Гоголя и соотнести с богослужебными текстами – вот та задача, которую дОлжно провозгласить.

Если «Выбранные места…» – произведение, не понятое и не принятое современниками и не прочитанное и через 150 лет - обрели свою истинную основу в работе иеромонаха Симеона (Томачинского) в 2009 году, – то самое главное произведение художественной прозы Гоголя «Размышления о Божественной литургии», венчающее жизнь и творчество Гоголя, не прочитано, не осмыслено и не оценено было до недавнего времени. Его вообще не рассматривают и не включают в собр. соч. и прочие книги, как будто его нет. Тем не менее оно ключевое, и вершинное в творчестве Гоголя.

Не говорят о нем ни В.В. Набоков, ни И.П. Золотусский, ни кто-либо другой. Обратился к нему и дал культурно-исторический комментарий В.А. Воропаев – ученый-филолог, исследователь творчества Гоголя с конца 1970-х гг. Лучше всего подошли бы к этому феномену слова К. Мочульского в книге 1934 года «Духовный путь Гоголя»:  «В нравственной области Гоголь был гениально одарен; ему было суждено круто повернуть всю русскую литературу от эстетики к религии, сдвинуть ее с пути Пушкина на путь Достоевского. Все черты, характеризующие «великую русскую литературу», ставшую мировой, были намечены Гоголем: ее религиозно-нравственный строй, ее гражданственность и общественность, ее боевой и практический характер, ее пророческий пафос и мессианство. С Гоголя начинается широкая дорога, мировые просторы. Сила Гоголя так велика, что ему удалось сделать невероятное: превратить пушкинскую эпоху нашей словесности в эпизод, к которому возврата нет и быть не может».[1]

В 2009 году был сделан доклад на Старорусских международных чтениях и год спустя опубликован в сборнике, а с 2009 года - в Интернете (lenazar.narod.ru/ Статьи), где не только говорится о значимости и ценности этого художественного произведения, но и показывается эта художественность филологически. Отсылаю вас к нему.

Для духовной – поздней – прозы Гоголя, когда «…человек и душа человека сделались… предметом наблюдений», когда он «оставил на время все современное», когда «обратил внимание на узнанье тех вечных законов, которым движется человек и человечество вообще»[2], характерно полное непонимание современниками и, соответственно, неприятие. В «Авторской исповеди» Гоголь называет причину этого применительно к другой опубликованной в 1847 году книге: «Все согласны в том, что ни одна книга не произвела столько разнообразных толков, как «Выбранные места из переписки с друзьями». И что всего замечательней, чего не случилось, может быть, доселе еще ни в какой литературе, предметом толков и критик стала не книга, но автор»,[3] но оно подходит и к «Литургии…».

По восприятию «Выбранных мест из переписки с друзьями» современниками защищена в 2005 году диссертация (под руководством д.ф.н. проф. В.А. Воропаева)[4], где показано неприятие книги якобы из-за отказа Гоголя от художественного творчества. Видимо, по этой же причине отказано во внимании и книге «Размышления о Божественной Литургии», которая могла бы быть первой частью «Выбранных мест…» – «из Отцов и Учителей».[5] И это конечно же несправедливо. О высочайшем художестве этого произведения я попытаюсь конспективно рассказать.

Один из вспомогательных показателей художественности текста «Литургии…» (зд. и далее) – это «кромсание» его духовной цензурой.[6] Текст явно не соответствовал богословским требованиям. Но он не являлся и ересью. Что же это тогда? Написано так, что, читая, оказываешься в вечности предстояния небесам. Но воспринять «Литургию…» как совершенный образец художественного произведения в тот момент – да и теперь – для общества было невозможно. Почему – другой вопрос, не тема моего доклада. А ведь в Предисловии к «Литургии…» Гоголь все говорит и называет высшие цели своего произведения, которые соответствуют и высшим целям совершенного художества.

Целью этой книги – показать, в какой полноте и внутренней глубокой связи совершается наша Литургия,  юношам и людям, еще начинающим, еще мало ознакомленным с ее значением. Из множества объяснений, сделанных Отцами и Учителями, выбраны здесь только те, которые доступны всем своей простотою и доступностью, которые служат преимущественно к тому, чтобы понять необходимый и правильный исход одного действия из другого*. (*Все прочие, которые бы захотели узнать более таинственные и глубокие объяснения, могут найти их в сочинениях патриарха Германа, Иеремии, Николая Кавасилы, Симеона Солунского, в Старой и Новой Скрижали, в объяснениях Дмитриева и, наконец, в некоторых…) Намеренье издающего эту книгу состоит в том, чтобы утвердился в голове читателя порядок всего. Он уверен, что всякому, со вниманьем следующему за Литургиею, повторяя всякое слово, глубокое внутреннее значенье ее раскрываться будет само собою.

 

Менее всего доверяют человеку, способному утвердить в голове читателя порядок всего. Гоголь создал именно такое произведение искусства.

«Литургия…», являясь цельным повествованием, воспроизводит последование Божественной Литургии и состоит из Проскомидии, Литургии оглашенных и Литургии верных, а также сопровождается Вступлением и Заключением, где автор формулирует и называет суть всего произведения, смыкая начало и конец явлением Христа – Бога и Человека. И это один из композиционных приемов.

Отовсюду тоскующая тварь звала своего Творца. Воплями взывало все к Виновнику своего бытия, и вопли эти слышней слышались в устах избранных и пророков … И самое чистое воплощение Его от чистой Девы было предслышиваемо даже и язычниками; но нигде в такой ощутительно видной ясности, как у пророков.

Вопли услышались: явился в мир, Им же мир бысть; среди нас явился в образе человека…Послышалось кроткое лобзание брата. Совершилось.[7] (ВСТУПЛЕНИЕ)

 

Далее Гоголь воспроизводит ход Божественной Литургии в ее временной последовательности с основными песнопениями, молитвами и восклицаниями, поясняя и раскрывая содержание всего. Это и само по себе непросто, так как структура богослужения как текст весьма сложна, но он еще выстраивает свое повествование по изначальному принципу создания художественного текста, закрепленного в гимнографии: толкование и актуализация сакрального образца. Могу привести – для фигуры речи – хотя бы 12 приемов, которыми пользуется Гоголь при написании «Литургии…», и это только конспективно – можно и больше.

1.      аоединение в фигуре речи (двойной параллелизм) описания-толкования и сакрального текста:

Сначала одевается дьякон; испросив благословение у иерея, надевает стихарь, подризник блистающего цвета, в ознаменование светоносной ангельской одежды и в напоминанье непорочной чистоты сердца, какая должна быть неразлучна с саном священства, почему и произносит при воздевании его: Возрадуется душа моя о Господе, облече бо мя в ризу спасения и одеждою веселия одея мя; яко жениху, возложи ми венец и, яко невесту, украси мя красотою.

б) использование амплификации и ее разновидности – дублирования – по образцу:

-Десница Твоя, Господи, прославилася в крепости; десная рука Твоя, Господи, сокрушила врагов и множеством славы Своей Ты истребил супостатов. Воздевая на левую, помышляет о самом себе, как о творении рук Божиих и молит у Него же, его сотворившего, да руководит его верховным, свышним Своим руководством, говоря так: Руки Твои сотворили и создали мя. Вразуми меня, и научуся Твоим заповедям;

-стало миру очевидно ясно Таинство Троицы;

-троичное возглашенье предшествует и предсияет начинанью всяких действий;

-призывает дьякон…предать самих себя, и друг друга, и всю жизнь нашу Христу Богу. В желаньи искреннем предать самих себя, и друг друга, и всю жизнь нашу Христу Богу, как умели это делать вместе с Богоматерью святые и лучшие нас…

                       

2.      постпозиция местоимений  (библейская особенность):

бедру своему, из четырех концов его, противу тления своего, брани сей…

 

3.      союз-восклицание: …ту победу над смертию, которую одержал в виду всего мира Христос, да ратоборствует бодро бессмертный дух человека противу тления своего;

 

4.       соединение нейтральной лексики с сакральной:

дьякон напоминает; изъятье плоти Христа от плоти Девы; следует подъять мысль; к высшим горним предметам; поклоняются долу; отъятье горных дверей; подняв тремя перстами десныя руки узкое лентие; иерей идет нетрепетной стопой…

 

5.      инверсия:

соединила с нею Церковь…

 

6.       прецедентные тексты (библейские аллюзии);

7.      полисиндитон и союзоначалие (библейская особенность);

 

8.      пояснение богослужебных терминов:

часы – собранье псалмов и молитв; антифоны – противугласники, песни, выбранные из псалмов…

 

9.      разъяснения текста и действия:

Блаженны нищие духом, яко тех есть Царствие Нбесное – не гордящиеся, не возносящиеся умом…

Блаженны алчущие и жаждущие правды, яко тии насытятся – алчущие небесной правды, жаждущие воотановить ее прежде в самих себе… (341)

С кадильницей в руке идет диакон исполнить благоуханьем храм, навстречу идущего Господа, напоминая кажденьем о духовном очищеньи душ наших, с каким должны мы внимать благоуханным словам Евангелия (346);

Священник в олтаре снимает между тем воздУх со Святых Даров, целует его и кладет на сторону, произнося: Благодать ГосподаА диакон, взошедши в олтарь и взявши в руки веяло, или рипиду, веет ею благоговейно над Дарами (использование однокоренных слов – вариантов лексем – в одной фразе);

 

10.  парафраз:

Стоя на амвоне, держа молитвенный орарь,  изобразующий  поднятое  крыло

ангела, стремящего людей к молитве, призывает  диакон  молиться:  о  свышнем

мире и спасении душ наших, о мире всего мира, благосостоянии  Святых  Божиих Церквей и соединении всех; о святом храме и  о  входящих  в  него  с  верой, благоговением  и  страхом;  о  государе,  синоде,  начальствах  духовных   и гражданских, палатах, воинстве, о граде,  об  обители,  в  которой  служится

Литургия, о благорастворении воздухов, об обилии плодов земных,  о  временах

мирных; о плавающих, путешествующих, недугующих, страждущих, плененных  и  о спасении их; о избавлении нас от всякие скорби, гнева и  нужды.  И,  собирая все сею всеобъемляющею цепью молений, называемою великой эктенией, на всякое ее отдельное призванье, собранье молящихся восклицает вместе с хором поющих: Господи, помилуй!

 

11.  сущностные пояснения (откровения);

В знаменованье бессилья наших молений, которым недостает душевной чистоты и небесной жизни, призывает диакон… предать самих себя, и друг друга, и всю жизнь нашу Христу Богу.

 Каждый из собранья, сознавая, что и в нем, как в подобьи Божьем, есть та же тройственность, есть Он Сам, Его Слово и Его Дух, или мысль, движущая словом, но что человеческое его слово бессильно, изливается праздно и не творит ничего, а дух его принадлежит не ему, завися от всех посторонних впечатлений и только по возвышеньи его самого к Богу то и другое приходит в нем в силу: в слове отражается Божье слово, в духе – Дух Божий, и образ Троицы Создавшего отпечатлевается в создании, и создание становится подобным Создателю… (параллелизм в виде хиазма);

Священник посылает из глубины олтаря и чтецу, и предстоящим желание мира (буквализация переносных значений);

 

12.  в едином высказывании существуют богослужебные возгласы и описание действий дьякона и священника:

Возведя глаза к ликам святых, диакон продолжает: Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу…

А священник в закрытом олтаре молится внутренней молитвой; она – в сих словах: Ты, даровавший нам сии общие и согласные молитвы!..

Изобразуя ангела, побудителя людей к моленьям, диакон идет на амвон воздвигнуть собранье к моленьям еще сильнейшим и прилежнейшим. Рцем вси от всея души, и от всего помышления нашего рцем!

С кадильницей в руке идет диакон исполнить благоуханьем храм, навстречу идущего Господа, напоминая кажденьем о духовном очищеньи душ наших, с каким должны мы внимать благоуханным словам Евангелия.

 

Все эти приемы свидетельствуют о художественности текста, т.е. о его сотворенности, созданности, всюду присутствует авторская интенция (фигуры речи и мысли, парафраз, комбинирование, преувеличение, буквализация метафоры и др.). Заканчивает автор «Литургию…» раскрытием цели своего творения:

ЗАКЛЮЧЕНИЕ: А потому для всякого, кто только хочет идти вперед и становиться лучше, необходимо часто, сколько можно, посещенье Божественной литургии и внимательное слушанье: она нечувствительно строит и создает человека. И если общество еще не совершенно распалось, если люди не дышат полною, непримиримой ненавистью между собою, то сокровенная причина тому есть Божественная Литургия, напоминающая человеку о святой, небесной любви к брату.

А потому кто хочет укрепиться в любви, должен, сколько можно чаще, присутствовать, со страхом, верою и любовию, при Священной Трапезе Любви. И если он чувствует, что недостоин принимать в уста свои Самого Бога, Который весь любовь, то хоть быть зрителем, как приобщаются другие, чтобы незаметно, нечувствительно становиться совершеннее с каждой неделей…

                Всех равно уча, равно действуя на все звенья, от царя до последнего нищего, всем говорит одно не одним и тем же языком, всех научает любви, которая есть связь общества, сокровенная пружина всего стройно движущегося, пища, жизнь всего.

                Но если Божественная Литургия действует сильно на присутствующих при совершении ее, тем еще сильнее действует на самого совершателя, или иерея. Если только он благоговейно совершал ее со страхом, верой и любовью, то… Сам Спаситель в нем вообразится, и во всех действиях его будет действовать Христос; и в словах его будет говорить Христос,

 

тем самым  «преклонив небеса» (Пс.143, 5: Господи, приклони небеса и сниди: коснися горам и воздымятся). Этими словами псалма можно выразить суть праздника Благовещения: «Днесь спасения нашего главизна, и еже от века таинства явление». Михаил Пселл в Слове на Благовещение так сказал: «Христос вочеловечился, чтобы человек в новом соединении с Ним обожился».

 

         Таким образом менее всего известные и читаемые произведения Гоголя раскрывают иначе все его наследие, озаряя их Божественным светом. Более того, их другое прочтение приводит к идее другого прочтения и прочих произведений русской литературы, а исходя из других задач – духовность, православие, богослужебная лексическая и риторическая обусловленность художественности литературных произведений – и построения другого курса истории русской литературы. И что самое удивительное, это и было начато Гоголем в его «Выбранных местах…», где в главах о поэтическом слове, русской поэзии, В.А.Жуковском и др., он и предлагает эту программу с иными принципами и приоритетами.

         «Этот лиризм уже ни к чему не может возноситься, как только к одному верховному источнику своему – Богу. Он суров, он пуглив, он не любит многословия, ему приторно все, что ни есть на земле, если только он не видит на нем впечатления Божьего. В ком хотя одна крупица этого лиризма, тот, несмотря на все несовершенства и недостатки, заключает в себе суровое, высшее благородство душевное, перед которым дрожит сам и которое заставляет его бежать от всего, похожего на выраженье признательности со стороны людской.»

 В этом новом свете курс должен состоять из других имен (моск. митрополит Филарет), духовных и церковных авторов, из другого превозношения других ценностей. В техническом плане необходимо привлечение информационных технологий для исследования текстов на словарном материале. Необходим и словарь языка Гоголя.


Б

Богослужебные круги

Богослужебные круги - определенная повторяющаяся последовательность богослужений или составляющих их молитвословий.

1. Суточной богослужебный круг - последовательность богослужений одного дня. Полный суточный богослужебный круг состоит из девятого часа, вечерни, повечерия, полунощницы, утрени, первого, третьего и шестого часов, изобразительных или литургии. Этот порядок меняется в дни, когда совершается Всенощное бдение (опускаются повечерие и полунощница), некоторые дни Великого поста, а также накануне праздников Рождества Христова и Крещения. В настоящее время порядок суточного богослужебного круга в приходской практике обычно не соблюдается - опускаются девятый час, повечерие и полунощница. Богослужения суточного богослужебного круга содержатся в часослове. По древней традиции богослужебные сутки начинаются с вечера.

2. Седмичный богослужебный круг - тематическая последовательность богослужений в пределах одной недели. Богослужение понедельника посвящено бесплотным силам - ангелам Господним; вторника - пророкам и Иоанну Крестителю; четверга - апостолам, святителям и, особенно, Николаю Чудотворцу, архиепископу ликийского города Миры (Малая Азия, IV в.); среды и пятницы - воспоминанию крестной смерти Иисуса Христа; субботы - поминовению умерших христиан; богослужение воскресного дня посвящено воскресению Господа Иисуса Христа. Службы - совокупность изменяемых составных частей богослужения седмичного богослужебного круга - содержатся в октоихе. Богослужение седмичного богослужебного круга подчинено одному из восьми гласов и т.о. образуются восьминедельные гласовые циклы, повторяющиеся в течение года несколько раз. Счет гласов начинается со дня Пасхи с первого гласа. Первым днем седмичного богослужебного круга считается воскресение.

3. Годовой богослужебный круг - тематическая последовательность богослужений в течение года. Различаются подвижный и неподвижный годовые богослужебные круги. Неподвижный годовой богослужебный круг - связанный с солнечным календарем - включает богослужение неподвижных двунадесятых и других праздников и каждодневные празднования святых. Подвижный годовой богослужебный круг - связанный с лунным календарем (см. пасхалия) - включает богослужения Великого поста (и трех предшествующих недель) и Пятидесятницы. Службы неподвижного годового богослужебного круга содержатся в минеях, подвижного - в Триоди Постной (Великого поста) и Триоди Цветной (Пятидесятницы). Соединение подвижного и неподвижного годовых богослужебных кругов осуществляется при помощи приводимых в уставе Марковых глав (названных по имени их составителя монаха Марка). Богослужение каждого дня представляет собой соединение почти неменяющейся основы из молитвословий суточного богослужебного круга с изменяемыми молитвословиями, связанными с богослужебной тематикой данного дня из минеи и октоиха или триоди (Постной или Цветной), причем во время Великого поста и Пятидесятницы молитвословия из октоиха почти не используются.

 



[1] Н.В. Гоголь. Духовная проза… С. 32.

[2] Там же. С.293.

[3] Там же. С.280.

[4] Балдина Е.В. Книга Н.В. Гоголя «Выбранные места из переписки с друзьями» в оценке современников. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. М., 2005.

[5] Н.В. Гоголь. Духовная проза… С. 324.

[6] Там же. С. 514.

[7] Н.В. Гоголь. Духовная проза… С. 326.

Hosted by uCoz