Байкальский форум. 8 августа. 2012.

Е.А. Осокина (Москва)

 

К пониманию Богообразности мира или Божественного Примирения

как основе творческого метода Достоевского

(Работа выполнена при поддержке гранта РГНФ № 11-04-00441а)

 

"Не противьтесь мысли Божией". (БрК 289)

Материал, предлагаемый в качестве доклада, является частью работы, посвященной феномену уникальных слов в художественных произведениях Ф.М. Достоевского и их роли в понимании авторского слова. Как сами слова, так и ассоциативное поле восприятия выписывают православную "картину мира" творчества Достоевского.

Всем специалистам – и многим неспециалистам тоже – известна фраза Достоевского о «мимоидущем лике земном». Интересно посмотреть, кому или чему она обязана своим существом.

Сам текст этой главы представляет большой интерес для читателя и еще не прочитан. Воспоминания автора, «наложенные» на воспоминания главного положительного героя, облечены в форму пересказа ветхозаветной книги Иова из детской книжки Достоевского «Сто четыре священные истории Ветхого и Нового Завета». Такое соположение определяет композиционный и смысловой строй этой главы, результатом прочтения которой становится преобразование ветхого человека в нового и утверждение Божественной истины. («Сперва стень, потом – истина» - СлоЗиБ мтрп Илариона.)

б) О священном писании в жизни старца Зосимы

…Отцы и учители, пощадите теперешние слезы мои — ибо всё младенчество мое как бы вновь восстает предо мною, и дышу теперь, как дышал тогда детскою восьмилетнею грудкой моею, и чувствую, как тогда, удивление, и смятение, и радость. И верблюды-то так тогда мое воображение заняли, и сатана, который так с богом говорит, и бог, отдавший раба своего на погибель, и раб его, восклицающий: «Буди имя твое благословенно[1], несмотря на то, что казнишь меня», — а затем тихое и сладостное пение во храме: «Да исправится молитва моя»[2], и снова фимиам от кадила священника и коленопреклоненная молитва! С тех пор — даже вчера еще взял ее — и не могу читать эту пресвятую повесть без слез. А и сколько тут великого, тайного, невообразимого! Слышал я потом слова насмешников и хулителей, слова гордые: как это мог господь отдать любимого из святых своих на потеху диаволу, отнять от него детей, поразить его самого болезнью и язвами так, что черепком счищал с себя гной своих ран, и для чего: чтобы только похвалиться пред сатаной: «Вот что, дескать, может вытерпеть святой мой ради меня!» Но в том и великое, что тут тайна, — что мимоидущий лик земной и вечная истина соприкоснулись тут вместе. Пред правдой земною совершается действие вечной правды. Тут творец, как и в первые дни творения, завершая каждый день похвалою: «Хорошо то, что я сотворил», — смотрит на Иова и вновь хвалится созданием своим. А Иов, хваля господа, служит не только ему, но послужит и всему созданию его в роды и роды и во веки веков, ибо к тому и предназначен был. Господи, что это за книга и какие уроки! Что за книга это священное писание, какое чудо и какая сила, данные с нею человеку! Точно изваяние мира и человека и характеров человеческих, и названо всё и указано на веки веков.  (БрК 265) 

Есть несколько библейских цитат, где встречается это слово – «мимоидущий». Но не по-русски, а по-церковнославянски. И этот случай еще раз подтверждает необходимость сохранения ц.-славянского языка в богослужении и необходимость его знания, потому что без этого существенная часть смысла и красоты русской литературы будет потеряна.

            Синаксарь Четверга Страстной недели:

Мф 26: 39 Отче Мой, аще возможно есть, да мимоидет от Мене чаша сия.

……………………

42 Отче Мой, аще не может сия чаша мимоити от Мене, аще не Пию ея, буди воля Твоя.

 

2 Кор 5: 17Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло (мимоидоша) , теперь все новое.

18Все же от Бога, Иисусом Христом примирившего нас с Собою и давшего нам служение примирения, 19потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения.

20Итак мы посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом.

21Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом.

 

            При таком определении фраза «мимоидущий лик земной и вечная истина соприкоснулись тут вместе» осмысляется иначе: эта фраза представляет собой описание кульминационного момента евхаристического канона – обожествление человека причастием, принятие Плоти и Крови Христовой, соединение Сына Божия, а значит и Бога, и человека. У апостола Павла сказано: Мы приняли… Духа от Бога дабы знать дарованное нам от Бога. (1 Кор 2: 12)

            В связи с таким пониманием фразы интересно осмыслить ее место и смысл в целой главе, которая выстроена определенным образом.

            Начинается глава введением о воспоминании истории семейства и священной истории. Затем введение матушкой отрока во храм, в Страстную неделю в понедельник, о принятии в душу первого семени Слова Божия осмысленно. Это начинается с выноса и чтения большой книги, в которой рассказывалась история «мужа из земли Уц», то есть Иова, о дьявольском искушении его по попущению Бога и о благословении имени Божия.

            Сразу после части с этой фразой о соприкосновении вечной истины и мимоидущего лика земного следует восхваление Творения Бога и ответная хвала Богу от человека – венца творения «и ныне и присно и во веки веков».

            Далее – новая жизнь, на примере жизни Иова, со всепрощающей, умиляющей и примиряющей правдой Божией. «Кончается жизнь моя, знаю и слышу это, но чувствую на каждый оставшийся день мой, как жизнь моя земная соприкасается уже с новою, бесконечною, неведомою, но близко грядущею жизнью, от предчувствия которой трепещет восторгом душа моя, сияет ум и радостно плачет сердце...» (БрК 265)

            И далее – «Други и учители…» – слово, начинающее проповедь о земном и насущном. В этой проповеди еще раз повторяется по кругу история от Ветхого Завета – Иосиф и его братья, – до Новозаветных притчей из евангелия от Луки и Деяний апостольских, Четьих-Миней, откуда взяты жития Алексия человека Божия и Марии Египетской. И далее: «И что за слово Христово без примера? Гибель народу без Слова Божия». Затем снова о восхвалении Бога и плаче ко Христу, история о медведе и святом и хвала Богу перед сном.

            Получается воспроизведение суточного чина богослужения с обедней и с круговыми повторами на разных уровнях святой истории от начала до конца и восхвалением Бога. В одной небольшой главе таким образом воспроизводится основополагающий принцип Богом устроенного мира в его историческом развертывании: «Ин 17: 18 Как Ты послал Меня в мир, так и Я послал их в мир. 19  И за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною. 20 Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, 21 да будут все едино: как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, – да уверует мир, что Ты послал Меня. 22 И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино. 23 Я в них, и Ты во Мне; да будут совершенЫ воедино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня». Этим Божественным устройством пропитано всё повествование у Достоевского как в малой части, так и в большой, при этом все части находятся во взаимообусловленном состоянии малого в большом, которое проявляется в каждом малом. В этой главе насчитывается шесть таких кругов, что соответствует шести дням творения, с центральным событием седьмого дня – Воскресением и воскрешением нового человека, что переводит событие в восьмой день, длящийся дольше века, то есть – в вечность.

            Мимоидущий[3] лик земной – это «суета сует», мир земной, проходящий, недолговечный, человеческий. Вечная истина – это Иисус Христос – Предвечный Логос. То что пред правдой земною совершается действие вечной правды, есть тайна, есть путь познания, ведущий к соединению человека с его Первообразом – Богом. И это хорошо, как говорит Бог в первые дни творения.

            В цитате есть еще одно словосочетание «лик земной (=мира сего)», по поводу чего Достоевский высказывается в «Дневнике писателя» за 1873 год в статье «Две заметки редактора», где вспоминаются Белинский и Герцен: «Смею уверить г-на Н. М., что "лик мира сего" мне самому даже очень не нравится. Но писать и доказывать, что социализм не атеистичен, что социализм вовсе не формула атеизма, а атеизм вовсе не главная, не основная сущность его, – это чрезвычайно поразило меня в писателе, который, по-видимому, так много занимается этими темами» (Т.21:157), – и в статье «Старые люди», в которой он пытался осознать явление таких личностей, как Герцен и Белинский, их отрицание божественности мира, отрицание религиозной подоплеки нравственности: «Тут оставалась, однако, сияющая личность самого Христа, с которою всего труднее было бороться. Учение Христово он, как социалист, необходимо должен был разрушать, называть его ложным и невежественным человеколюбием, осужденным современною наукой и экономическими началами; но все-таки оставался пресветлый  лик богочеловека, его нравственная недостижимость, его чудесная и чудотворная красота. Но в беспрерывном, неугасимом восторге своем Белинский не остановился даже и перед этим неодолимым препятствием, как остановился Ренан, провозгласивший в своей полной безверия книге "Vie de Jesus", что Христос все-таки есть идеал красоты человеческой, тип недостижимый, которому нельзя уже более повториться даже и в будущем». (Т.21:10) 

           

            Соединение вечного и мимоидущего, Бога и человека, называется другим словом, определяющим смысл библейской фразы, - это «примирение» Бога, причем в значении именно «окончательного решения, согласия, подтверждения мировой».

Быт 49: 10 Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов.

2 Кор 5: 17Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло (мимоидоша) , теперь все новое.

18Все же от Бога, Иисусом Христом примирившего нас с Собою и давшего нам служение примирения, 19потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения.

20Итак мы посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом.

21Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом.

 

«Сущность Божия, или содержание Его Личности, для нас непознаваема. Но все же мы можем сказать, что к Его сущности относятся: истина, любовь, красота, святость. Таким образом, Бог открывает Свое содержание, или Свою сущность, в Своих Божественных свойствах, или энергиях. Наш Бог, Единый в Трех Лицах, не отвлеченное понятие. … Проявления Божественной жизни в Священном Писании, то есть предвечной Божией деятельности, или энергии, свидетельствуют о Божием совершенстве, проистекающем из самой Божественной сущности. … Мир сотворен в некоторой богообразности – он имеет на себе божественную печать». (Православный катихизис. Еп. Александр (Семенов-Тян-Шанский. М. 1990. С. 7, 13.)

Христианство имеет объективные доказательства своего Божественного происхождения. В лекции профессора МДА А.И.Осипова приводятся доказательства. Это и возникновение христианства, сохранение его при страшных гонениях и казнях; это и девять авторов-свидетелей одного события, в противовес языческим религиям, которые мифологичны; это и отсутствие здесь, в земной жизни, корней христианства, что объясняет то, что оно вступило в противоречие со всеми учениями того времени, хотя и использовало для объяснения нового сравнения с прежними законами.

Понимая и принимая это устроение, мы будем обречены на глубокомысленное молчание, сходное с умной молитвой – смирение и приятие Бога. Попытавшись передать наше понимание в слове, мы неизбежно обратимся к неполному и постепенному воспроизведению частного с духовным и душевным обращением к целому. Логос – это и есть осмысление и оценка, путь приятия целого. Он и был послан Отцом в мир как Богочеловек, чтобы соединить человека с его Первообразом – Богом. И самым драматичным свидетельством этого божественного примирения и является сцена моления над чашей в Гефсиманском саду, до кровавого пота Господа, что говорит о невероятной внутренней напряженности человеческого естества и о нечеловеческом смирении. Здесь открывается еще одна тема для осмысления – тема сокрытия Христом Своей Божественности от сатаны, обмана лукавого ради приятия человеческой сущности для воссоединения с человеком, дающего возможность соединения человеку со Христом, а не вечному убеганию от проклятия – стремления к Богу, а не убегания от Него.

И всё это открывается при осмыслении одного слова, употребленного Достоевским в описании Алешей Карамазовым жизни старца Зосимы.    

 

 



[1] Пс 112, 2: Буди имя Господне благословенно от ныне и до века. То же – Иов 1, 21. Как видно по тексту, у Д-го этот стих не точно по псалму передается, а по памяти: вместо «Господне» - «Твое».

[2] Стих антифона на «Господи воззвах» перед чтением пс. 140, 141, 129, 116 из чина Вечерни и Литургии Преждеосвященных Даров в Великий пост: «Господи, воззвах к Тебе, услыши мя, услыши мя, Господи. Господи, воззвах к Тебе, услыши мя; вонми гласу моления моего, внегда воззвати ми к Тебе. Услыши мя, господи. – Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою, воздеяние руку моею, жертва вечерняя. Услыши мя, Господи».

 

[3] СлРЯ XVIII в. МИМОИТИ́ (-итти), иду́, иде́т, несов.; Мимоиду́щий (-ойду-, также дефис и раздельно), Мимоше́дший, прич. Слав.  Нейтр. 1. Идти, проходить мимо, около кого-, чего-л. Обхожу, мимоиду. ЛЦ 89. Се он <Агамемнон> мимо идущий, И на-себѣ несущий знаки еще Вѣроломства. Трд. Тилем. II 119. Видѣли мимошедшую большую процессию для благословения полей. Фнв. Соч. (Е) 512.  Мимоидущий, Мимошедший, субст. В сластолюбных танцах часть <людей> гнусну грязь топтает, И мимойдущих грязнит, скользя упадая. Кнт. Сат. V 105… Один из мимошедших примѣтил его задумчивость и спросил о причинѣ ея. МВ 1795 926. || Перемещаться, передвигаться мимо, около кого-, чего-л. Ни в дали ни в близи не видно было мимоидущаго судна. Рдщв Пут. 27.

2. Миновать, проходить, оканчиваться. Сотвори, да слава Великой но смиренномудрой Монархини Всероссийской с владычеством Тобою <Всевышним> Ей врученным, .. тогда только премѣнится, как обетшает солнце и круг сей мимоидет! Зыб. 1768 51.  Мимошедший, адъект. 1) Прошедший, истекший. Мнѣ в мимошедшую суботу .. извещено в скорости, как мощно, новую комѣдию о побѣдѣ .. составить. ДМТ 91. 2) Предыдущий. В главѣ мимошедшеи ..: изчислили мы рѣки, которыя зерна златыя произносят. Геогр. ген. 246.  Мимоидущий, адъект. Преходящий, временный, недолговечный. Мимоидущии, преходящии, не постоянныи. ВЛ 669.  Мимошедшее время. Грам. Прошедшее или давнопрошедшее время. САР1 III 210. Мимошедшее, субст. Грам. Plusquamperfectum. Мимошедшее. Сл. Шмидта 361.

 Лекс. САР1, САР2 мимоити́ сл.

Hosted by uCoz