Е.А.Осокина

 

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА.

 

КУРС ЛЕКЦИЙ 2005

 

Лекция 1.

Введение. Феномен ДРЛ. Особенности. История изучения. Письменность, виды письма. Первое и второе юж.-слав. влияние. XV век, его особенности. Рукописное наследие, понятие памятника, текста, списка, извода. Виды письма. Азбука. Солунские братья.

 

Лекция 2.

Переводная литература. Библия. Сборники как подобие всеохватной модели мира. Типология памятников ДРЛ. Состав книжности. Гимнография. Ритуал и слово.

 

Лекция 3.

Книги Священного писания и толкования на них. Толкование как древнейший структурообразующий принцип: параллелизм, тропирование, актуализация. Псалмы и Псалтырь. Образец //-зма. Псалмодии, антифоны: вопрос-ответ (мемра, суггита – древнейшие формы проповедей и драматизированных исторических рассказов). Принцип «тропирования» - воспроизведение образца – и актуализация – основа структуры тропаря и стихир. Кондак. Акафист Пресвятой Богородице.

 

Лекция 4.

Форма кондака. Икос: повествовательно-содержательное начало и хайретизмы как пример антифона. Структурное воспроизведение кондака в каноне. Канон – основное содержание службы. Включение кондака после 6-й песни – актуализация. Память-похвала – содержание древнейших чтений на службе – основа Синаксаря и Пролога. Древнейшие - домонгольские - службы русским святым. Тексты, посвященные кн. Ольге. Стихиры и похвала.

 

Лекция 5.

Слово о законе и благодати митрополита Илариона. 1051 г. Структура произведения. Гимнография и богослужение. Развитие гимнографических принципов в «ораторском красноречии Др.Руси». Кирилл Туровский. Серапион Владимирский. «Златая цепь».

 

Лекция 6.

Сборники. Хронографы и ПВЛ как пример сборников. ПВЛ: реконструкция текста, гипотезы происхождения А.А.Шахматова и В.А.Истрина. Византийские хроники. Западные своды. Истоки: Палея, шестодневы, притчи (короткие сюжетные рассказы). Появление первой Русской Библии. Общерусские летописные своды.

 

Лекция 7.

Занимательные повести. Переводные сборники. Патерики. История «Стефанита и Ихнилата». Бестиарий. «Физиолог». «Пчела». Жанр послания (библейские истоки) и Киево-Печерский патерик: списки, состав, композиция.

 

Лекция 8.

Жития. Временное деление: домонгольские, княжеские монгольского периода, древнейшие ростовские, Второе юж.-слав. влияние. Особенности формы. Происхождение: патерики, мартирии, кондак. Канон Симеона Метафраста. Отступление от канона. Стиль «плетения словес». Епифаний и Логофет. Воинские повести.

 

Лекция 9.

«Слово о полку Игореве». История открытия. Вопрос о подлинности. Место «Слова» в средневековой культуре. «Слово» и летописное сказание. «Слово» и «Задонщина». Композиция «Слова». Проблемы прочтения и перевода.

 

Лекция 10.

XV век. Библия. Областные памятники. Новгородская ересь и ожидание сильного правителя. Старцы заволжские и иосифляне. Максим Грек. Классический образец. Переводная и национальная литература. Митрополит Даниил. Образец экспрессивного стиля («кусательный стиль» Ив. Грозного).

 

Лекция 11.

Иван Грозный и Андрей Курбский. Крупные культурно-литературные предприятия: Всел. Соборы 1547 и 1549 гг., Стоглав, Степенная книга царского родословия, ВМЧ, «Домострой», «История о Казанском царстве». Творчество Ивана Грозного. Завершение ДРЛ.

 

Лекция 12.

Новые тенденции в литературе. Совершенство формы. Явление пародии. Смута и начало династии Романовых. Никон и Аввакум. Раскол. Старообрядчество.

Hosted by uCoz