Елена Анатольевна Осокина

(Москва, ИРЯ им. В.В. Виноградова РАН).

 

ДОКЛАД

Достоевский vs. Пелевин: христианство и постхристианство,

человек и постчеловек, гуманизм и трансгуманизм

 

Tempora mutantur, et nos mutamur in illis.

«…и нет ничего нового под солнцем» (Еккл. 1, 9)

Новое – это хорошо забытое старое.

 

В заголовке нет пары «модернизм и постмодернизм», потому что эта тема уже разрабатывалась мною в нескольких статьях, где говорилось о постмодернизме как о фантомной, виртуальной, ветви дихотомии «классика–модерн», «настоящее–будущее», «синхрония–диахрония», существующей скорее терминологически. Но с сотворения мира и со времени Адама известно, что слово, называя, формирует реальность, а новое слово формирует новую реальность. Нынешнее электронное освоение и описание авторского слова расширяет возможности исследователя и пространство самого текста. Технологизация процесса признается и принимается и самим ныне живущим автором, о чем он говорит в своих произведениях [Пелевин 2017: http].

Предваряя сопоставление творчества двух писателей с полуторавековой разницей во времени, следует сказать, что возникновение новой терминологии отражает формирование новой реальности в сознании потребителей.

В навязываемых лексических оппозициях приставки post- и trans- придают, в данном случае, термину негативный смысл – это то, чего нет:

постмодернизм «забирает» дефиниции прецедентного классического текста, просто подменяя собой становящееся культурное явление;

– термин «постхристианство» отсылает к хилиазму и предполагает отпадение от Христа и ослабление веры;

– термин «постчеловек» предполагает «расчеловечивание» и исчезновение человека как образа Божия;

– термин «трансгуманизм» также отсылает в запредельное будущее с надеждой на улучшение человека с помощью новых технологий; просто он запечатлен в названии предпоследнего романа В. Пелевина, а так вполне мог бы выглядеть как «постгуманизм».  

Все эти оппозиции – условные, как принято сейчас предварять различные номинации, но они позволяют поговорить о творчестве двух писателей в диахроническом сближении.  

То, что осмысление феномена Пелевина в настоящем позволяет соотнести его творчество с феноменом Достоевского в его настоящем, а для нас прошлом, открывается при чтении прозы Пелевина. Автор захватывает читателя своим многословием и потоком сознания, заполняя всё пространство текста, но при этом фиксирует внимание на нужных ему маркерах, предуготавливая и формируя читательское восприятие. Так, всё творчество В. Пелевина пронизано отсылками к Достоевскому, например: 

– рассказ «Девятый сон Веры Павловны» 1991 г. соотносится со «Сном смешного человека» 1877 г., отсылая и к Чернышевскому, и к Достоевскому;

– ударно-десантная дивизия «Братья Карамазовы» в рассказе «СССР Тайшоу Чжуань» 1991 г.;

– «маленькая трагедия «Раскольников и Мармеладов»; фигура Раскольникова с топором; вечная достоевщина («О, чёрт бы взял эту вечную достоевщину [12, с. 163], преследующую русского человека, и чёрт бы взял этого русского человека, который только её и видит вокруг»); [Петр Пустота] «Тут была какая-то достоевщина <…> Вся достоевщина, разумеется, была не в этом трупе и не в этой двери с пулевой пробоиной, а во мне самом, в моём сознании, поражённом метастазами чужого покаяния»;  сборничек «Стихи капитана Лебядкина»; «лицо старухи-процентщицы развоплощенной, но по-прежнему живой»… – в романе «Чапаев и пустота» 1996 г. [13], где «пустота» – фамилия Петра, метафора вечности и «всякая форма»;

– капитан КГБ Лебёдкин в романе «Числа» 2003 г.;

– «Опять Олсуфьев!!» (Берендеев Олсуфий Иванович в повести «Двойник»), «за Петербургским домом Олсуфьева» («t»), и еще целая глава в романе 2009 года «t», где Достоевский как действующее лицо сражается с графом Т в контексте, напоминающем компьютерную игру;

– «искусственный интеллект Порфирий Петрович» – в романе «IPhuck 10» 2017 года … – и тому подобное.

В программном – относительно художественных и эстетических принципов – романе 2009 года «t», во второй части, происходит после дуэли диалог между графом Т и Достоевским, где произносятся некоторые основополагающие и для творчества Пелевина принципы: «все мы – это только текст»; «я начал создавать мир как текст», «мы создаем себя сами и тем делаемся равновеликими демиургу», «всё и всех создает тот, кто читает <…> Читатель необходим. Благодаря ему «Я есть» (Т); «Да, все по грехам нашим, – пробормотал вдруг Достоевский, словно его коснулась напряженно работающая мысль Т. – Хоронишь мертвецов, и сам не замечаешь, как становишься одним из них (парафраз строки Евангелия от Мф 8, 22). А ведь было сказано, да… Впрочем, кавалердавров не жаль. А молодые мертвячки… Иной раз взгрустнешь – совсем, право же, мальчики. Может, им помочь можно было? Вы как полагаете, граф?» [8, с. 54]

Пелевин мастерски владеет созданием словесных ребусов: два мотылька Дима и Митя из «Жизни насекомых» 1993 года, что в совокупности составляет имя «Деметра» [4]; неологизм «кавалердавр» из романа 2009 года «t», где просматриваются вставленные одна в другую две части – «кадавр+валера», что является перифразом названия драмы Л.Н. Толстого 1900 г. «Живой труп». Это оправдано описанием взаимодействия графа Т и Достоевского в плане всего романа и в сцене дуэли между ними в романе 2009 г. «t».

 

При чтении произведений Достоевского и Пелевина невозможно не заметить особый язык прозы авторов. Он феноменален, потому что, во-первых, они говорят с современными читателями на их языке, причем одинаково виртуозно в разных языковых регистрах (у Пелевина), и поэтому понятны всем; во-вторых, они словом создают свою действительность, вызывая у читателей определенные ассоциации. Язык произведений Пелевина является авангардным в нашу эпоху перемен, таким же необычным был и художественный язык Достоевского для своего времени. [9, СЯД] Вмещая в себя всю парадигму разных регистров, язык их художественных произведений виртуозно и максимально точно отражал и отражает стиль эпохи.  *Надо заметить, что русский авангард родился из русской иконы, её изучения и актуализации.

У Достоевского пространство прецедентного текста огромно, оно охватывает самые разные тексты. (Моя статья «Прецедентность и беспрецедентность…»). «Дневник писателя» позволяет ему говорить с читателями на самые злободневные и обыденные темы, расширяя это пространство. У Пелевина нет обыденного общения с читателями, он вообще скрыт, невидим, асоциален, и многие злободневные темы вводит в художественные произведения, разбивая повествовательный дискурс остроумными и часто безжалостными оценками повседневности. Намеками и многочисленными аллюзиями, более или менее явными цитатами он как бы отпускает свой текст, убирает себя-автора, но одновременно дает читателю возможность создавать свой текст, пространство которого будет зависеть от широты читательского знания.

В. Пелевин в современной литературе занимает особое место по объему текстов и их восприятию – 20 романов, более 50 рассказов, 15 сборников (он входит в 1000 самых значимых людей современной культуры), – его сложно понимать без комментария и так же сложно прокомментировать все многочисленные явные и скрытые цитаты, аллюзии и намёки, но в будущем его произведения могут претендовать на место классических, более того – он становится образцом уже в настоящем, соответствуя в этом феномену Ф.М. Достоевского в его время. Оба являют собой «абсолютные личности» [11, 249 (Лосев)], существующие над реальностью и всяким устроением, так как они создают свой космос, своё устройство мира, правда следуя разным целям: Достоевский – любви и спасению, Пелевин, подвергая всё сомнению и насмешке, подводя к аннигиляции традиционные представления и ценности, возможно, направляет к тем же целям «любви и спасения» через отрицание отрицания. Пока невозможно сказать точно. Многочисленные произведения Пелевина не хаотичны – они существуют в системе и объединены, как это ни удивительно, тоже библейской матрицей. Это проявляется и в лексике, и в семантике, и в поэтике произведений. Структурно они так же сложно устроены, как и гимнография в её единстве и взаимообусловленности больших и малых форм – от тропарей до канона и божественной службы. Номинально библейская основа проявляется у Пелевина и в названии некоторых произведений, которые маркируют и организуют весь круг текстов, соотнося с общеизвестным в ноумене традиционного знания. Но это воспринимается вопреки, через отрицание отрицания всеобщего знания, тем самым преодолевая нигилизм. Это свойство длящегося творчества, обретающего статус веры в лучшее, до окончательного его завершения. Библия, существовавшая как объединяющая «всех и вся» тысячу лет ноосфера, уступает сейчас это место интернету, но, как это ни удивительно, продолжает и в наше время быть у писателя конструктивным, организующим фактором, лексически, содержательно, номинативно проявляя этот традиционный фон, о чем говорят многие произведения, например: «Желтая стрела», «Числа», «Лампа Мафусаила, или Крайняя битва чекистов с масонами», «Transhumanism Inc.» и др. Возможно, Пелевин показывает процесс замещения одного другим. Но творческий путь не завершен, и неизвестно, к чему он приведет автора, а автор – читателя.

Энциклопедизм Пелевина, отличная память, необыкновенная продуктивность, – 20 романов, более 50 рассказов, 15 сборников – погружение в восточную культуру, знание языков, уединение, пребывание на удалении, предположительно в Тайване, – всё это даёт возможность ему формировать особую языковую и виртуальную реальность, разговаривать с читателем на его языке и вовлекать его в эту сложно организованную вокруг ЧЕЛОВЕКА систему, в которой воздействие на читателя – («высасывание души» – термин, заимствованный у Достоевского из «Записок из Мертвого дома» 1860 г., где Достоевский говорит, что каторга «высасывает жизненный сок из человека, его душу») – должно быть систематизировано и структурировано.

 

Современность и обыденность у Пелевина и Достоевского при схожей новизне и конструктивности разная. Достоевский, вовлекая читателя в соавторы при осмысленном чтении, апеллирует к церковному календарю и годовому, недельному, суточному богослужебному кругу [3, с. 343–349], отсылает к самым доступным и обиходным высказываниям Евангелия-апракос и утреннего и вечернего правила. Современный ему читатель, более или менее воцерковленный, без труда узнает эти аллюзии [10, с. 330–523].  Достоевский говорит о вечном, исходя из вечного, и поэтому он всегда актуален. Поток сознания, как содержательный и стилистический принцип существует у него с самого начала его творчества и до конца: и в «Бедных людях» в форме писем, и в «Двойнике», где «человек раздвоен на самого себя и на свои тайные намерения» [12, с. 54], и в «Записках из подполья», и в «Сне смешного человека», и в «Кроткой», и в рассказе «Бобок», – все они объединены, мысленно или буквально, грядущим образом Страшного суда. В своем великом пятикнижии Достоевский при создании большой литературной формы, использует структуру божественной службы как конструктивный принцип, объединяющий многообразную, поступательно разворачивающуюся повседневность в вечно существующий, но никогда не повторяющийся круг богослужения [3, с. 343–349]. Он использует литургическую матрицу с ИИСУСОМ ХРИСТОМ в центре своей системы, увековечивая ЧЕЛОВЕКА. В этом отличие его от Пелевина. Продолжая древнейшую традицию использовать Библию как единую ноосферу, ноуменальный объединяющий фактор, сходный по функции с интернетом в наше время, Достоевский делает свои произведения всемирным достоянием. Это запредельный фактор, сверхтекстовой, охватывающий мировой ум и дух.

О православной христианской основе пятикнижия Достоевского сказано и проведено исследований немало. Наличие её как объединяющего ноуменального и духовного фактора для пяти романов понятно для знающих читателей, поэтому существующий исследовательский материал мог быть использован в техническом задании читателем Пелевиным «искусственному интеллекту», который способен подменять автора-творца – ту самую «абсолютную личность, являющуюся для спасения мира со своим собственным именем и историей» [11, с. 249].

В СССР работы в области искусственного интеллекта начались в 1960-х годах[6]. В Московском университете и Академии наук был выполнен ряд пионерских исследований, возглавленных Вениамином Пушкиным и Д. А. Поспеловым. С начала 1960-х М. Л. Цетлин с коллегами разрабатывали вопросы, связанные с обучением конечных автоматов. В 1968 году вышла книга советского философа Э. В. Ильенкова «Об идолах и идеалах», в которой обосновывалась невозможность создания машины умнее человека[12].По инициативе Г. С. Поспелова 10 сентября 1986 года при Президиуме АН СССР был создан Научный совет по проблеме «Искусственный интеллект» (председателем совета стал Г. С. Поспелов, его заместителями — Д. А. Поспелов и Э. В. Попов). Позже этот совет сыграл важную роль в развитии исследований по искусственному интеллекту в России и в целом в СССР.

В. Пелевин учился в МЭИ, а его отец возглавлял кафедру в Бауманском университете.

 

В целом, о Пелевине можно сказать, что 1) автор пользуется известными принципами формирования и структурирования информации; 2) автор оперирует огромным объемом так или иначе цитируемых прецедентных текстов самых разнообразных сфер знаний и деятельности человека, объемами, превышающими человеческие возможности; 3) автор не слишком утруждает себя нравственными долженствованиями и ограничениями как в языке, так и в описании разных жизненных сцен и принципов; 4) автор одинаково убедительно владеет всеми регистрами языка, используя в том числе обсценную лексику и идиоматику в её обыденном разговорном варианте, пошлом и вульгарном. Исходя из современных реалий можно предположить, что Пелевин воспроизводит результат работы «искусственного интеллекта» – и это не самый плохой вариант, – или превратился сам в «искусственный интеллект» под воздействием новых технологий, с каким-нибудь чипированием или зомбированием, что гораздо хуже и абсолютно фантастично. Как такое может происходить? На какой платформе? О существовании искусственного интеллекта известно давно [15], не только со времени введения в оборот ChatGPT 30 ноября 2022 года. И уже предпринята попытка анализа рассказа Достоевского «Сон смешного человека», применяя методы нейронных сетей [16]. 

Калабин А.Л. (Тверь) Попытка анализа рассказа Ф.М. Достоевского «Сон смешного человека», применяя методы нейронных сетей // XXXVIII Международные Старорусские чтения «Достоевский и современность». 23–26 мая 2023 года. Старая Русса. (Доклад 25.05.2023, 17.25-17.50)

 

Если ранние произведения Пелевина – особенно рассказы 90-х, которые часто имеют форму притчи (параболы) – результат творческой работы автора-творца, то более крупные формы – романы – и более поздние – XXI-го века – скорее соответствуют продукту «искусственного интеллекта», испытавшему авторское редактирование эмоциональных и принципиальных моментов, а также выведение нужных концептуальных окончаний произведений, подправляя то, что было исполнено «машинально», как было сказано у А.С. Пушкина в главе четвертой строфе 17-ой «Евгения Онегина», тогда уже с намеком на «сближение» человека и машины.

Художественный текст, творчество писателей, представляет бОльший интерес, чем бинарные оппозиции в терминологии, к чему весьма уместны были бы слова Лизаветы Прокофьевны в конце романа Ф.М. Достоевского «Идиот»: «довольно увлекаться-то, пора и рассудку послужить. И всё это, и вся эта заграница, и вся эта ваша Европа, всё это одна фантазия, и все мы, за границей, одна фантазия…». Его пространство у обоих авторов безгранично, но структурировано, что позволяет оказывать психологическое воздействие на читателя, вплоть до изменения сознания, что кого-то приводит к вере в Бога через покаяние [17] цитата из романа В. Пелевина «Чапаев и Пустота»: [Петр Пустота] «Тут была какая-то достоевщина <…> Вся достоевщина, разумеется, была не в этом трупе и не в этой двери с пулевой пробоиной, а во мне самом, в моём сознании, поражённом метастазами чужого покаяния», а кого-то лишает ложной опоры. Созданный ими мир, наделенный абсолютной свободой через Слово в его полноте и многообразии, отделяется от личностей и выходит за пределы их собственной судьбы, в «сверхноуменальное первоединство», превращаясь в вечную актуальность.

 

ЛИТЕРАТУРА

1.      Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в 30 тт. – Ленинград : «Наука», 1972–1990.

2.      Караулов Ю.Н. Об «Идиоглоссарии Достоевского» // «Слово Достоевского 2014. Идиостиль и картина мира». Коллективная монография / Российская академия наук. Ин-т русского языка им. В.В. Виноградова; под общей редакцией Е.А. Осокиной. – Москва : ЛЕКСРУС, 2014. – С. 107–114.

3.      Осокина Е.А. К вопросу о форме «Братьев Карамазовых» Ф.М. Достоевского: структура и содержание // «Слово Достоевского 2014. Идиостиль и картина мира». Коллективная монография / Российская академия наук. Ин-т русского языка им. В.В. Виноградова; под общей редакцией Е.А. Осокиной. – Москва : ЛЕКСРУС, 2014. – С. 343–349.

4.      Осокина Е.А. Некоторые особенности идиостиля Достоевского, Платонова, Пелевина: степень объективности при описании и толковании текста // «ВОПРОСЫ ПСИХОЛИНГВИСТИКИ»: №3 (45), 2020. – С. 96–110. https://iling-ran.ru/web/ru/news/200927vpl   

5.      Осокина Е.А. Фигуры речи в комментарии словарной статьи идиоглоссария Достоевского // Материалы Всероссийской научной конференции «Слово. Словарь. Словесность: Литературный язык вчера и сегодня (к 300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова)». Санкт-Петербург, РГПУ им. А.И. Герцена. 16-17 ноября 2011 г. – СПб.: «САГА», 2012. – С. 95–101.

6.      Пелевин В.TRANSHUMANISM INC. Москва : Эксмо, 2021. – 608 с. – (Единственный и неповторимый. Виктор Пелевин).

7.      Пелевин В. Фокус-группа. – Москва : Эксмо, 2008. – С. 320.

8.      Пелевин В. «t» https://knizh.ru/read57/54.html  (дата обращения 02.04.2023)

9.      СЯД – Словарь языка Достоевского. Идиоглоссарий / Российская академия наук. Ин-т рус. яз. им. В.В. Виноградова; главный редактор чл.-корр. РАН Ю.Н. Караулов. Г–З.  – М. «АЗБУКОВНИК», 2010. – 1067 с. – С. VIIIXVII.

10.  «Слово Достоевского 2014. Идиостиль и картина мира». Коллективная монография / Российская академия наук. Ин-т русского языка им. В.В. Виноградова; под общей редакцией Е.А. Осокиной. – Москва : ЛЕКСРУС, 2014.

11.  Лосев А.Ф. История античной эстетики. Итоги тясячелетнего развития: В 2-х книгах. Кн. 1. – М.: Искусство, 1992. – 656с. – С. 249.

12.  Шкловский Виктор. ЗА и ПРОТИВ. Заметки о Достоевском. М.: Советский писатель, 1957. – 260с. – С. 163.

«Достоевщина состоит в сознании невозможности, неправильности существующего, в сознании каменной стены, стоящей поперек дороги, ощущении идеала и в сознании невозможности его достичь. Идеалы в большой мере остались прежними. Прежними остались и черты презрения к обычной жизни, но содержанием жизни стало выстаивание перед каменной стеной, это самоутоление собственным несчастьем, анализ неправильности своего положения».

13.  По словам В. Пелевина «Чапаев и пустота» – первое произведение в мировой литературе, действие которого происходит в абсолютной пустоте». Электронный ресурс https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A7%D0%B0%D0%BF%D0%B0%D0%B5%D0%B2_%D0%B8_%D0%9F%D1%83%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%82%D0%B0  (дата обращения 04.06.2023)

14.  Мочульский К. Гоголь. Соловьев. Достоевский. М., 1995. – 600с.

15.  В СССР работы в области искусственного интеллекта начались в 1960-х годах[6]. В Московском университете и Академии наук был выполнен ряд пионерских исследований, возглавленных Вениамином Пушкиным и Д. А. Поспеловым. С начала 1960-х М. Л. Цетлин с коллегами разрабатывали вопросы, связанные с обучением конечных автоматов. В 1968 году вышла книга советского философа Э. В. Ильенкова «Об идолах и идеалах», в которой обосновывалась невозможность создания машины умнее человека[12].По инициативе Г. С. Поспелова 10 сентября 1986 года при Президиуме АН СССР был создан Научный совет по проблеме «Искусственный интеллект» (председателем совета стал Г. С. Поспелов, его заместителями — Д. А. Поспелов и Э. В. Попов). Позже этот совет сыграл важную роль в развитии исследований по искусственному интеллекту в России и в целом в СССР. Электронный ресурс https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B8%D0%BD%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82#cite_note-Osipov-6 (дата обращения 24.05.2023)

16.  Калабин А.Л. (Тверь) Попытка анализа рассказа Ф.М. Достоевского «Сон смешного человека», применяя методы нейронных сетей // XXXVIII Международные Старорусские чтения «Достоевский и современность». 23–26 мая 2023 года. Старая Русса. (Доклад 25.05.2023, 17.25-17.50)

17.  Интересна цитата из романа В. Пелевина «Чапаев и Пустота»: [Петр Пустота] «Тут была какая-то достоевщина <…> Вся достоевщина, разумеется, была не в этом трупе и не в этой двери с пулевой пробоиной, а во мне самомв моём сознаниипоражённом метастазами чужого покаяния».

 


 

МАТЕРИАЛЫ ИЗ ИНТЕРНЕТА

 

https://ruskline.ru/special_opinion/2014/07/postmodernistskaya_i_posthristianskaya_epoha_chto_zatem/

Так что же стоит за этими понятиями? Если взять эти понятии в их самом точном значении, то это будет означать «послемодернизм» и «послехристианство». Проще – послесловие. Послесловие эпох. Получается послесловие, в одном случае трёх-четырёх вековой истории, в другом - двухтысячелетней.

Эпоха модернизма, вторая половина XIX века – первая половина ХХ века, – это настоящее детище эпохи Просвещения, её идеологии, построенной на культе человека, способного благодаря научно-техническому прогрессу стать счастливым и свободным. Казалось бы, время с середины XIX века стала временем реализации идей Просвещения – наука делала одно открытие за другим, а техника стала сыпать свои изобретения как из рога изобилия. Но… Хотя сегодня фактически идёт реализация этого проекта, но она идёт по инерции. Как бегущий человек не может остановиться сразу, а по инерции пробегает ещё какое-то пространство, так и современная цивилизация по инерции ещё прокатывает научно-технический прогресс. Но что после научно-технического прогресса?

https://ruskline.ru/special_opinion/2014/07/postmodernistskaya_i_posthristianskaya_epoha_chto_zatem/

Зло разрушает любой образ. Образ человека. Образ семьи. Образ общества. Но разрушьте образ человека и произойдёт его расчеловечивание. Разрушьте образ семьи, заданный человеку Богом, о чём сказано в Библии, и вы получите распад семьи. И сегодня тёмная духовность модернизма, очевидным образом явлена в эпохе постмодернизма.

Но за разрушительным началом постмодернизма стоит ещё более страшное зло – разрушение христианства. Западная Европа по инерции доживает двухтысячелетнюю историю христианской цивилизации, завершая глобальный проект дехристианизации.

В ХХ веке эти тёмные силы проявились во всей своей полноте и во всём – от открытой деятельности оккультных организаций и массового закрытия христианских храмов до однополых браков. Об этом движении сегодня можно сказать: «По плодам их узнаете их» (Мф. 7:20).

Движение, отвергшее Бога, не только вытеснило Его на периферию общественной и частной жизни, вытеснило из сознания человека саму мысль о Боге, но и знание о душе человека. Души нет. А если нет души, то нет и греха. Идёт привыкание к греху, который даже не воспринимается как грех. И это самое страшное.

И это самый очевидный ответ – что такое современная постхристианская цивилизация. Цивилизация, отвергшая Бога и сделавшая ставку либо на жизнь без Бога, либо на служение тёмным силам, ничего кроме зла ни себе, ни миру принести не может.

И вот теперь нам становится понятным смысл и значение постхристианства. Видимо, знаковой формулой культуры декаданса были слова: «Наступает ночь!». Постмодернизм и постхристианство, могут сказать: «Наступила ночь!». Европа погрузилась в ночь тёмной духовности. Вот смысл современного христианского послесловия.

***

Постхристианство - это потеря примата христианского мировоззрения в общественных делах, особенно в западном мире, где христианство ранее процветало, в пользу альтернативных мировоззрений, таких как секуляризм, национализм, экологизм, организованный атеизм; иногда воинствующий, а также другие идеологии, такие как веганство или этический веганство, которые больше не обязательно коренятся в языке и предположениях христианства среди многих других идеологий.

Трансгуманизм-это философское и интеллектуальное движение, которое выступает за улучшение состояния человека путем разработки и распространения сложных технологий, способных значительно увеличить продолжительность жизни, настроение и когнитивные способности, а также предсказывает появление таких технологий в будущем.

Постгуманизм — это течение, последователи которого сомневаются в представлении о человеке как венце эволюции и стремятся понять, что вообще значит быть человеком в современном мире. Ключевая идея постгуманизма — отказ от антропоцентризма. В парадигме гуманизма — например, в трудах античных философов Сократа, Аристотеля, Эпикура и других, а также в работах Канта, — человек и его благо выступают в качестве высшей ценности.

 

Понятия постгуманизма и трансгуманизма часто смешиваются, поскольку обе этих концепции размышляют о будущем человека в контексте всепроникающих технологий. Многие рассматривают их в качестве синонимов, антонимов или частей друг друга. Объяснить разницу между этими понятиями попробовали Р. Раниш и С. Согнер. Они считают, что трансгуманизм — это высшая форма гуманизма, основанная на гиперболизированных идеях Просвещения: культе разума, подчинении технологии, индивидуализме и победе над смертью. Трансгуманисты рассматривают науку и технику как инструменты для продления жизни и преодоления любого несовершенства человека. Постгуманисты же более скептичны: они не рассматривают технологии в качестве главного объекта интереса и считают, что главная проблема человечества — не в биологическом несовершенстве, а в эгоцентризме и зацикленности на самом себе.
Подробнее на РБК:
https://trends.rbc.ru/trends/education/617f08849a794729f4da0782

 

История

В герметическом учении разрабатывался образ совершенного человека, который постепенно должен был лишиться таких черт, как эмоциистарение и неведение. Подобная трансформация мыслилась как вмешательство Бога в награду за этичное поведение.

С популяризацией понятия эволюции в 1859 пришло понимание [источник не указан 1050 дней], что человек, возможно, не вершина развития живых существ, а промежуточное звено. Ницше так выразил эту мысль: как от обезьяны произошел человек, так из человека должен произойти сверхчеловек.

Человек эволюционирует значительно медленнее чем приспосабливает к своим расширяющимся и усложняющимся потребностям окружающую среду при помощи технологии. Однако трактуемое абстрактно-механически отношение человека, понимаемого как животное, и природы сформировало обезличенный образ киборга, измеряемый не только и не столько протезами, искусственной кожей и металлическим каркасом, сколько программируемостью и заменяемостью. Подобная, лишенная социального содержания понятия «человек» проекция киборга — получила название «постчеловек». Первоначально термин введен трансгуманистами в 1999 и воспринимался в западной массовой культуре позитивно.

Критика

Политолог Фрэнсис Фукуяма («Наше постчеловеческое будущее: Последствия биотехнологической революции») предположил, что постчеловеческое общество будет несвободным и конфликтным. Некоторые консервативно настроенные футурологи считают, что приход постчеловека окончательно подорвет семейные отношения, половую дифференциацию. Представители общественных наук, стоящие на критических позициях к господствующему капиталистическому строю и порождаемому в буржуазной культуре представлению о человеке как животном или машине (традиция, идущая от Р.Декарта и Ж.Ламетри до Н.Винера и Р.Докинза), считают образ «постчеловека» наиболее полным выражением данного представления (Ильенков Э. В. Об идолах и идеалах. М.; Политиздат, 1968). Реальные основания для появления образов «постчеловека» и «постчеловеческого общества» лежат, согласно их позиции, в соответствующих условиях жизни и развития обыкновенных людей в современном капитализме. Условиях, понимаемых создателями данных образов, как вечные.

 

Литература

·         Фрэнсис Фукуяма «Наше постчеловеческое будущее: Последствия биотехнологической революции», 2002.

·         Брюс Стерлинг «Схизматрица»1985.

·         Вентурини, Серж2007.